Опыт зарубежных стран по формированию культуры безопасности на производстве
По данным Государственной службы статистики Украины, количество
пострадавших от несчастных случаев на производстве в 2016 г. составляло 4,4 тыс.
чел. (снизилось на 62,9% по сравнению с 2010 г.).[1] При
этом наибольший удельный вес производственного травматизма был связан с
организационными (24,1%) и психофизиологическими причинами (15,7%), нарушением
трудовой и производственной дисциплины (19,6%). Важной является заинтересованность
персонала и работодателей в повышении уровня безопасности производства, так как
большая часть несчастных случаев обусловлена факторами субъективного характера
и несовершенством системы управления на предприятии.
В зарубежных странах актуализируется необходимость формирования культуры
безопасности на производстве. В качестве ключевых её составляющих определено участие
сотрудников в управлении, а также их ответственность за профессиональную
безопасность.[2]
Степень развития культуры безопасности, прежде всего, связывают с реализацией
лидерского потенциала руководства. Приоритет должен отдаваться стилям
управления, характеризующимся открытостью и гибкостью.[3] Безусловно, выбору и реализации
эффективных стилей управления должно уделяться значительное внимание. Роль
руководителя в управлении безопасностью труда значительным образом зависит от
того, как организована работа.
Особенности технологического процесса и размещения производственных
участков, вид и конструктивные характеристики используемого на предприятии
оборудования имеют немаловажное значение для формирования благоприятного микроклимата
на рабочем месте. Так, например, работа металлообрабатывающего оборудования в
цехах оказывает на работников негативное влияние набором физических,
химических, биологических и психофизиологических опасных факторов. К ним можно
отнести пылевыделения, шум, ультразвук, вибрацию, применение смазочно-охлаждающих
жидкостей. Интенсивность, мощность и уровни воздействия данных факторов зависят
от вида и характеристик оборудования, мощностей двигателей, особенностей
обрабатываемых деталей.[4]
Сложность и напряженность труда работников значительным образом может снижаться
в результате повышения уровня механизации труда.
Промышленные авангардные предприятия в зарубежных странах характеризуются
минимизацией затрат живого труда, стандартизированным производством, кооперацией,
повышением экологичности и безопасности труда, сервис-ориентированным
проектированием, управлением жизненным циклом продукта и его качеством,
использованием информационно-коммуникационных технологий для управления
производственными процессами.
Для таких предприятий исчезают границы между производством, поставщиками,
потребителями, сотрудниками, исследованиями, обслуживанием. Акцент делается на
производительности всей организации: высокая степень контроля, возможна
автоматизация функций управления и принятия некоторых решений, автономизация и оптимизация
производственных процессов. Все эти параметры обеспечивают высокий уровень
безопасности производства.
Современные инновационные предприятия в зарубежных странах характеризуются
возможностями реагирования за счет прогнозирования и предсказания возникновения
условий, которые могут приводить к авариям, снижать производительность,
качество производства на основе внедрения «умных» машин. В таких производствах
значительным образом изменяется содержание труда, а также повышаются требования
к квалификации кадров с целью повышения уровня безопасности производственных
процессов. Предоставляется возможность автоматического самоанализа всех активов
предприятия на основе сенсорных датчиков. Оборудование имеет доступ ко всей информации
в реальном времени и способно выявлять нестандартные ситуации,
приспосабливаться к ним, предусматривать аварии.
Роль автоматизации производства для повышения уровня безопасности труда
работников подтверждается успешной практикой ведущих зарубежных предприятий
машиностроительной отрасли. Многолетний опыт и традиции, дополненные талантом и
лидерскими качествами руководства корпораций «Дженерал Моторс» и «Форд»,
демонстрируют результативную реализацию программ развития культуры безопасности
трудовой деятельности. Корпорация «Дженерал Моторс» еще в 1990-х годах
столкнулось с серьезными проблемами в отношении здоровья и безопасности
сотрудников. Высшим руководством принимались решения по улучшению показателей
безопасности на всех объектах, одним из которых является Центр сборки
грузовиков в г.Ошаве (Онтарио, Канада).[5] На
данном предприятии была изменена общая стратегия и подход к управлению
безопасностью, что позволило ему с 2007 г. стать лидером по охране труда в
отрасли, получать многочисленные награды за снижение показателей
производственного травматизма и повышение уровня безопасности рабочих мест.
Технологические разработки центра с 1965 г. по 2006 г. представлены рядом
усовершенствованных моделей и увеличением объемов их выпуска. Так, с 1999 г. ежедневные
объемы производства грузовиков увеличивались на 1302 единицы. За период 2000-2006
гг. ежегодно запускалась в производство новая модель техники. Предприятие стало
крупнейшим канадским экспортером автомобилей (табл.1). Наращивание
производственных мощностей и изменение технологий производства актуализировало
вопросы безопасности труда.
Проблемы охраны труда стали особенно важными для Центра сборки грузовиков в
г.Ошаве, так как на данном объекте были наиболее неудовлетворительные
показатели безопасности, сравнительно с другими предприятиями корпорации «Дженерал
Моторс». Неуклонно возрастало количество инцидентов, связанных с потерей
трудоспособности работников, увеличивались расходы на компенсационные выплаты.
Персонал выражал недовольство условиями труда. Несмотря на плодотворную
разработку стратегий и программ в сфере безопасности, многие из них так и не
были успешно внедрены, так как не уделялось внимания вопросам формирования
культуры безопасности.
Таблица
1
Потенциал
Центра сборки грузовиков в г.Ошаве (Онтарио, Канада) как важного объекта
корпорации «Дженерал Моторс» (по состоянию на 2007 г.)
Показатель
|
Единицы измерения
|
Значение показателя
|
1.Годовая производственная мощность по выпуску
автомобилей
|
млн.
|
более 1
|
2.Количество сотрудников центра сборки
|
тыс. чел.
|
15
|
3. Количество дилеров автомобилей и торговых точек
|
ед.
|
765
|
4. Численность персонала дилеров и торговых точек
|
тыс. чел.
|
34
|
5. Количество сборочных линий
|
ед.
|
2
|
6. Центр сборки грузовиков
|
ед.
|
1
|
7. Общая площадь объекта
|
млн кв.футов
|
10,4
|
8. Площадь центра сборки грузовиков
|
кв.м.
|
3,2
|
9. Ежедневный объем производства автомобилей центром
|
ед.
|
более 1300
|
10. Среднее время на строительство одного грузовика
|
часов
|
20
|
11. Среднее
количество деталей в одном грузовике
|
тыс. ед.
|
2
|
12. Объемы экспорта грузовиков в США
|
%
|
90
|
13. Транспортировка грузовиков по железной дороге
|
%
|
95
|
13. Средний возраст сотрудников центра сборки
|
лет
|
47
|
Культура определяется ценностями и сопротивляется всему новому, поэтому изменить
её довольно непросто. В этом вопросе не обойтись без лидерских качеств.
Развитие культуры безопасности небыстрый процесс, включает в себя множество
факторов, обычно внедряется в несколько этапов и для этого может потребоваться
несколько лет.[6]
В Центре сборки грузовиков в г.Ошаве были реализованы такие мероприятия,
направленные на повышение культуры безопасности:
1. Руководство приняло безопасность в качестве основного принципа в своей
деятельность и разъяснило это всем сотрудникам.
2. Акцентировалось внимание на том, что «безопасность – это ответственность
каждого», «необходимо выполнять работу, но делать это безопасно».
3. Усовершенствована система коммуникаций таким образом, чтобы руководству предоставлялась
оперативная информация о проблемах и сложностях в сфере охраны труда.
4. Установлены партнерские взаимоотношения между персоналом и руководством
по вопросам улучшения культуры безопасности. Обеспечена возможность участия персонала
в разработке и совершенствовании систем безопасности.
5. Руководство завода привлекало менеджеров среднего звена к диалогу с
целью оценки рисков, ожидаемых последствий нарушений правил безопасности, а
также разработки мероприятий по реагированию на негативные проявления в данной
сфере.[7]
6. На предприятии была создана рабочая группа по изменению культуры
безопасности с целью формирования и планирования реализации стратегии. В состав
группы были включены менеджеры, сотрудники и руководители, а также профсоюзные
лидеры. Всем предоставлялись равные права и широкие возможности при разработке
долгосрочного плана внедрения изменений культуры безопасности.
Все это позволило установить два важных принципа, на которых было
основано формирование культуры безопасности: охрана труда является
главным приоритетом, все несчастные случаи могут быть предотвращены.
Реализация данных принципов потребовала соблюдения ответственности
руководства и работников за безопасность. Руководство должно постоянно повышать
осведомленность сотрудников по вопросам охраны труда, а также содействовать
организации безопасных условий труда посредством эффективного проектирования,
обслуживания и обучения персонала. Ответственность сотрудников заключается в
обеспечении их личной безопасности на основе соблюдения правил эксплуатации
оборудования и инструментов. С учетом этого были сформулированы пять
основных элементов управления безопасностью труда:[8]
1. Экспертный совет по вопросам безопасности завода принимает все решения в
сфере охраны труда предприятия. Его возглавляет директор, а в состав входят
руководители различных функциональных направлений, диспетчер завода
(предоставляет прямые оперативные отчеты), менеджеры по безопасности предприятия,
представители профсоюза. Целью работы совета является оказание методической
поддержки менеджерам и руководителям профсоюза по вопросам безопасности.
Регулярно проводится анализ показателей безопасности на заводе. Собрания
организовываются ежемесячно, решения оформляются в виде протоколов и
представляются для ознакомления сотрудникам.
2. Контроль безопасности на основе периодических осмотров территории завода
представляет собой наблюдения руководства за безопасностью посредством бесед с
сотрудниками. Ответственными за регулярное и своевременное проведение данных
осмотров являются менеджеры по безопасности. Подобный контроль осуществляется
как на основе плана, так и без предупреждения. Данные мероприятия также
оформляются отчетами и являются общедоступными для всех сотрудников
предприятия.
3. Расследование причин аварий предполагает анализ инцидентов, чтобы можно
было идентифицировать, оценивать и контролировать все непосредственные риски,
выявлять их причины и минимизировать последствия.
4. Внедрение безопасной операционной практики, под которой понимается
соблюдение стандартизованных инструкций по охране труда и технике безопасности.
Они описывают безопасный способ выполнения производственных задач и возможные
риски. Менеджеры по безопасности завода несут ответственность за ознакомление
работников с правилами эксплуатации оборудования. Безопасная операционная
практика должна поддерживаться и соблюдаться мастерами цехов. Например, мастер
выделялся еще Х. Хайнрихом более 50 лет назад как ключевая фигура в
предотвращении промышленных аварий.[9]
Роль мастера на производстве в современных условиях претерпела значительных
трансформаций: помимо контроля, важное значение имеет характер межличностных
взаимоотношений с рабочими. Мастер контролируют технологический процесс на
производственных участках и в рабочей зоне каждого сотрудника в цехах, а
поэтому зачастую знает наиболее безопасный способ качественного выполнения
задачи. Стандартные элементы безопасной операционной практики обычно включают:
название цеха, ответственного мастера за создание инструкции, дату составления,
требуемое личное защитное оборудование, оценку риска при выполнении задачи,
возможные и запрещенные действия, а также фотографию или схему оборудования.
5. Обеспечение заинтересованности и участия работников в решении вопросов
безопасности предполагает поощрение и оценку вклада сотрудников и действий
руководства в сфере охраны труда. Проводится работа с персоналом для получения
информации о всевозможных возникающих проблемах и рисках в сфере безопасности
трудового процесса. Проблемы и опасения работников не остаются без внимания,
так как в обязательном порядке рассматриваются на оперативных совещаниях.
Внедрение нового подхода к управлению охраной труда привело к значительному
увеличению прибыльности и снижению производственного травматизма в Центре
сборки грузовых автомобилей в г.Ошаве. Ежегодное количество отказов персонала
выполнять небезопасную работу сократилось в период с 1996 г. по 2006 г.,
снизившись более чем на 98%. Регулирующие агентства и отраслевые ассоциации определили данное предприятие как
одно из самих безопасных
в Канаде. На этом объекте
корпорации «Дженерал Моторс» продолжается постоянная поддержка и развитие
проектов, ориентированных на повышение уровня безопасности производства.
Изложенные принципы являются залогом достижения и сохранение данным
предприятием позиции лидера мирового класса в сфере охраны труда и техники
безопасности в автомобильной промышленности.
Анализ канадского опыта в области регулирования безопасности на
производстве показывает, что некоторые работодатели все еще неохотно создают
качественные программы охраны труда и техники безопасности. Механизмы
саморегуляции в данном вопросе не всегда срабатывают, а поэтому прослеживается
обратная зависимость между количество инспекторов по технике безопасности и
уровнем травматизма. В качестве положительного и успешного примера приводится
объект «Дженерал Моторс» в Канаде. Руководство предприятия выходит за рамки
законодательно установленного минимума и обеспечивает создание программ безопасности
мирового класса в данном направлении.[10]
Для формирования культуры безопасности предприятия недостаточно разработать
стратегию и программу ее реализации, так как результативность внедрения и
дальнейшее развитие в данном направлении зависит от лидерских качеств
руководства. В 2014 г. профессор лидерства и менеджмента Гарвардской
бизнес-школы Э.Эдмондсон привела факты того, что культура безопасности корпорации
«Дженерал Моторс» имеет тенденцию к ослаблению, так как высшее руководство не
всегда владеет в оперативном режиме объективной информацией об уровне
безопасности производственных процессов. Изменение организационной структуры,
введение новых должностей в сфере безопасности не в состоянии само по себе
менять культуру и отношение сотрудников к данному вопросу. Только лидеры,
способные формировать атмосферу психологической безопасности на производстве,
могут создавать предпосылки для успешного внедрения изменений в сфере охраны
труда. В качестве примера целесообразно привести подход, используемый генеральным
директором компании «Форд» А. Малалли, который возглавлял предприятие с 2006
г., смог минимизировать последствия рецессии 2000-х годов и обеспечить
прибыльность деятельности.[11] Понимая, каким сложным является продвижение информации
о проблемных аспектах по корпоративной иерархии, он попросил менеджеров
помечать различными цветами свои отчеты: зеленым – положительные, желтым –
требующие внимания, красным – проблемные сферы. Перед тем, как сотрудники
заговорили о проблемах, потребовалось значительное «подталкивание» со стороны
руководства. Когда был представлен первый желтый отчет, воцарилась минута
тишины, после чего А. Малалли аплодировал. Данный пример демонстрирует
ситуацию, в которой лидерские качества и опыт руководителя позволил
усовершенствовать систему коммуникации на крупном предприятии.
Таким образом, формирование культуры безопасности невозможно без вовлеченности
персонала различных уровней в решение вопросов охраны труда, а также организации
эффективной системы коммуникации с целью своевременного информирования о рисках
и их предотвращения. Создание благоприятной психологической микросреды и развитие
культуры безопасности должны дополняться внедрением современных технологий
автоматизации производственных процессов. Представленные рекомендации являются
актуальными для украинских промышленных предприятий, так как направлены на
минимизацию производственного травматизма, а поэтому требуют конкретизации на
основе дальнейших исследований практики зарубежных стран в сфере охраны труда.
[1]Травматизм
на виробництві у 2016 році: статистичний бюлетень / відпов. за випуск О.О.
Кармазіна. – Київ: Державна служба статистики України, 2017. –102 c.
[2]E. Scott Dunlap (2011) Safety Leadership. Professional
Safety [online] Available at:www.asse.org
[3]O'Dea, A., Flin, R.(2003) The role of managerial leadership in determining workplace safety outcomes. The Executive [online] Available at:http://www.hse.gov.uk/researcH/rrpdf/rr044.pdf
[4]Алиева М. Гигиена труда станочников / М.Алиева // Охрана
труда. – 2016.– №9.
– С.40-42.
[5]Simon, S.I., Frazee, P.R. (2005) Building a better
safety vehicle: Leadership-driven culture change at General Motors.
Professional Safety. January, pp. 36-44.
[6]Carrillo, R.A., Simon, S.I. (1998) Grassroots Safety
Leadership Series: Guidance Team Edition, edition 2, report prepared for
General Motors of Canada Limited [online] Available at:http://safetymanagementeducation.com/wp-content/uploads/2015/06/Case_Study_GM_Truck_Plant_Case_study.pdf
[7]Simon, S.I.,
Lissand, H.J., Burke D. (1998) General Motors Oshawa Plant Safely
Culture Survey Report, August 6.
[8] Rosen, M.A. (2008) General Motors: Achieving and
Maintaining World-Class Leadership in Worker Health and Safety in the
Automotive Industry. University of Ontario Institute of Technology [online] Available at: http://safety management
education.com/wp-content/uploads/2015/06/ Case_Study_
GM_Truck_Plant_Case_study.pdf
[9]Heinrich, H. (1959) Industrial Accident Prevention. (Fourth
Ed). London: McGraw Hill.470 p.
[10]Gallina, P.L. (2009) Occupational health and safety in
Canada, regulatory reform, and employer response: an overview of past, present,
and future concerns. Ege Academic Review 9 (3). pp. 977-992.
[11]Amy C. Edmondson Fixing a Weak Safety Culture at General Motors [online] Available at: https://hbr.org/2014/03/fixing-a-weak-safety-culture-at-general-motors#comment-section